Содержание
- 1 Кто эти существа, которых разводит герр Кениг?
- 2 Какие цели преследовал Кениг?
- 3 Как долго Кениг занимается разведением «кукушек»?
- 4 Почему существа нападают только ночью?
- 5 Почему при атаке «кукушек» возникали временные флуктуации?
- 6 Что произошло с Бет?
- 7 Насколько Луис был вовлечен в дела Кенига?
- 8 Что дальше будет с Альмой?
В жанре хоррора, да и вообще в кино, сложно придумать что-то поистине уникальное — наши предки со времен античных поэтов упражнялись в сочинительстве и давно перебрали все возможные сюжеты. Но никто не мешает современным авторам пробовать новые сочетания, смешивать прежде казавшееся несовместимым, сплетать в единый жгут истории совершенно разные драматические арки. Вот и «Кукушка», новый ужастик режиссера Тильмана Сингера, вроде бы ничем особенно новаторским не удивляет, но сочетание страха и трагедии, а также введение в сюжет необычных существ делают фильм достойным всех похвал, которые на него уже вылились.
Традиционно для своего канала, я взялся разбираться в некоторых деталях, явным образом в сюжете не рассмотренных. Но, как обычно, не с целью обличить сценаристов в дырявости сюжета и не в попытках указать режиссеру на скомканность постановки, оставившей незакрытые двери, а с единственным желанием расширить предложенную вселенную новыми предположениями и вольными интерпретациями. Итак, мы вновь отправляемся в Альпы вместе с молодой Гретчен, чтобы встретиться с герром Кенигом и его загадочными людьми-кукушками.
Вот что мне хотелось бы с вами обсудить…
Кто эти существа, которых разводит герр Кениг?
Безусловно, главная загадка картины — сами существа, которые с одной стороны угрожают постояльцам санатория, а с другой, столь трепетно охраняются Кенигом и его командой. И тем обиднее, из фильма мы не узнаем о них практически ничего. Судя по всему, это древние существа, численность которых в природе стремительно сокращается. Они способны сосуществовать с людьми и даже давать с человеком общее потомство, более того, в одежде их сложно отличить от обычной женщины. При этом они обладают особыми способностями, некоторые из которых кажутся сверхъестественными. Древняя помесь людей и птиц является главным локомотивом сюжета, но при этом всегда остается в тени…
Какие цели преследовал Кениг?
После премьеры в рамках Берлинского кинофестиваля о «Кукушке» стали говорить, как о выпаде в адрес экоактивистов, порой переходящих грань разумного в своей борьбе за природу. Герр Кениг, который в фильме является главным хранителем тайны Хомо Кукулис, как он их называет, представляется как раз таким защитником человеко-птиц, очарованным их мнимой красотой и действующий исключительно в интересах монстров. Кениг был бы безобидным «ловцом бабочек», если бы ни его выбор в пользу изучаемых существ — их он готов защищать, даже убивая людей. Однако до конца остается непонятным, какие цели преследует этот «орнитолог» — чего он хочет добиться, выведя достаточное число «кукушек»? Это его армия? Его рабы? Его объекты для дальнейших экспериментов? Мы ничего не знаем…
Как долго Кениг занимается разведением «кукушек»?
Об истории обнаружения и совместного существования с «кукушками» нам тоже ничего не рассказывают. Косвенно мы можем догадываться о том, что исследования Кенига ведутся никак не меньше 10 лет — именно на такой возраст выглядит Альма, зачатая в результате слияния ДНК двух видов, а первая сбежавшая девочка выглядела и того старше. В таком случае возникают вопросы, как Кенигу удавалось столько лет скрывать существование монстров? Каким образом он вовлекал женщин для оплодотворения? Удалось ли ему вырастить незаметно хоть одно дитя до солидного возраста? Нам показали, что часть полицейских работают на исследователя, но не все же. Тогда хранить тайну достаточно долго было бы еще сложнее.
Почему существа нападают только ночью?
Конечно, мы ничего не знаем о биологии «кукушек», которых на альпийском курорте разводит герр Кениг, но даже базовых знаний природоведения хватает для того, чтобы задаться вопросами об охотничьих инстинктах этих существ. Изначально нам все подается так, словно «кукушки» представляют опасность исключительно по ночам — например, курорт почему-то не принимает гостей после захода солнца, а желание Гренчен в одиночку добраться до дома ночью вызывает у Кенига панику и заставляет его срочно выехать на ресепшн. Но далее мы отчетливо видим, что монстры прекрасно чувствуют себя днем и не скрываются от потенциальных свидетелей. Тогда для чего был сделан такой акцент на темное время суток?
Почему при атаке «кукушек» возникали временные флуктуации?
Если большую часть авторской выдумки о человеко-птицах как-то можно уложить в привычные нам разумные рамки, то один из эффектов, производимых «кукушками» ставит под вопрос любые рациональные теории. В фильме совершенно не объясняется странный эффект коротких скачков во времени, которые происходят перед нападением существ. Судя по всему, монстры вызывают у своих жертв что-то вроде галлюцинаций с небольшими временными петлями — сами «кукушки» в этот момент свободно подбираются к жертве. Затем мы видим, что закрытые уши спасают от временных прыжков, а кому-то удается вырваться из петли усилием воли. Все это оставляет открытым вопрос о самой природе такого воздействия.
Что произошло с Бет?
Степень погруженности в эксперименты герра Кенига родителей Альмы остается загадкой. С одной стороны, пара не первый раз приезжает на «курорт», а Бет даже стала «суррогатной матерью» для очередного существа, но с другой — мать Альмы выглядит полностью обескураженной, когда у девочки случились приступы. В больнице Бет даже теряет сознание, а Луис берется отвезти супругу домой — и если вы ожидали, что в финале отец и мачеха что-то объяснят Гретчен, то вас ждало разочарование, мы больше их не видели. При этом состояние Бет таково, что ее логичнее было оставить под присмотром медиков, но ее поспешно вывозят — и хочется спросить, а не избавились ли от женщины подручные Кенига, как от лишнего свидетеля?
Насколько Луис был вовлечен в дела Кенига?
Самый загадочный и противоречивый персонаж картины — не Кениг и не Женщина-в-очках. Больше всего вопросов вызывает поведение отца Гретчен. Луис каким-то образом связан с герром Кенигом, но степень его вовлечения в эксперименты остается непонятной. Вроде бы Луис привозит семью на «курорт», но он же выступает резко против того, чтобы дочь работала на ресепшене. Ему не нравится отношение Кенига к Альме и Гретчен, но Луис продолжает исполнять указания босса. Был ли Луис поставщиком женщин в лабораторию «курорта»? Встречался ли он с «кукушками»? Планировал ли отец отдать Кенигу свою старшую дочь? Ответов нет, и предполагать мы можем все что угодно.
Что дальше будет с Альмой?
Фильм заканчивается победой Гретчен над Кенигом и Женщиной-в-очках, после чего девушка вместе с сестрой покидает злополучный курорт. Однако это порождает больше вопросов, чем ответов — ведь в хэппиенд никак не укладывается спасение Альмы. Младшая сестра главной героини остается тем же искусственно выведенным кровожадным монстром, опасным для людей. На данном этапе Гретчен контролирует малышку, но будет ли это длиться вечно, особенно с учетом того, что само присутствие девушки рядом с сестрой вызывает у той некотролируемые припадки. Это все равно что Рипли привезла бы с собой на Землю ксеноморфа, выросшего внутри нее — вроде бы спасла родное существо, но поставила под угрозу всех остальных.
Потенциально, ответы на эти вопросы вполне могут стать основой сценария сиквела, но я рискну предположить, что Тильман Сингер не особенно заинтересован в продолжении. Главное, что он хотел рассказать в «Кукушке» уже содержится — и это только для части зрителей ужастик про монстров. Многие разглядели и уже указанное выше высказывание в сторону экоактивистов, и драму взросления с принятием потери матери и обретения сестры. С точки зрения смыслов, в «Кукушке» есть все, чтобы остаться оригинальной картиной, сохраняющей небольшую порцию загадок для тех, кто не готов забыть кино сразу после финальных титров.
Если вы из тех, кто желает не просто наспех посмотреть фильм или сериал, но и после вдумчиво увиденное обсудить, заглядывайте на этот канал регулярно — мы здесь только этим и занимаемся: ищем черных кошек в темных комнатах, натягиваем сов на глобус и высасываем теории из пальцев. Рад буду вашим комментариям. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!
Изображение в превью: Автор: Tilman Singer