Но так ли хорош новый фильм с Николасом Кейджем?
25 июля в российский прокат вышел хоррор «Собиратель душ» и мгновенно стал хитом, который наперебой хвалят все критики. Кто-то даже окрестил фильм новым «Молчанием ягнят». Но так ли хорош ужастик с Николасом Кейджем, или все дело в гениальном маркетинге?
О чем?
Орегон, США, 90-е. В округе уже много лет орудует маньяк (Николас Кейдж) по прозвищу Собиратель душ (в оригинале «Длинноногий»), которого никак не удается изловить. Каждый раз одна и та же жуткая картина — жену и дочь собственными руками убивает отец семейства, а после совершает самоубийство. И лишь странные зашифрованные записки с подписью «Собиратель душ» указывают на то, что это не чудовищная случайность, а работа одного и того же человека (человека ли?)
После очередной трагедии дело переходит к агенту ФБР Ли Харкер (Майка Монро). Она молода, нелюдима и замкнута, но отчего-то моментально включается в расследование, расшифровывает послания убийцы, находит закономерности в смехе — в общем, совершает невероятный для дела прорыв. И чем ближе Ли приближается к Собирателю душ, тем отчетливее становится их связь.
Рецепт идеального инди-хоррора
«Собиратель душ» — не просто хоррор, а головоломка. Медленная, тягучая, угнетающая головоломка. С самого начала нет никакой интриги в отношении личности убийцы. Связь главной героини и главного злодея тоже как на ладони с первых же секунд. В чем же тогда загадка? В том, чтобы умудриться разглядеть все отсылки и оммажи, которыми щедро нашпиговал фильм режиссер Осгуд Перкинс. Это самая настоящая сборная солянка из самых узнаваемых и любимых миллионами хитов жанра. Прямые отсылки к классике: «Молчание ягнят», «Семь», «Зодиак», легкие вайбы «Твин Пикса» и даже щепотка «Синистера». Добавим к этому изобилию еще один забавный (даже бесполезный), но впечатляющий факт: Осгуд Перкинс — сын Энтони Перкинса, того самого Нормана Бейтса из «Психо». Все это вместе нагнетает такого саспенса, который еще до просмотра фильма мистифицирует его по максимуму. Теперь осталось только упаковать это в грамотный маркетинг и вуаля — лучший инди-хоррор года готов! Маркетинг, к слову, это вообще отдельная история достойная изучения в лучших рекламных школах.
Действительно ли это лучший хоррор года?
А вот тут скорее нет, чем да. Бессмысленно спорить, что сделано хорошо и хитро. Вязкий, неспешный сюжет не столько пугает, сколько гипнотизирует. И отсылки работают, и Николас Кейдж отвратительный и зловещий, и саспенс густой, хоть ложку вставляй — все сработало, но с тем же «Молчанием ягнят» сравнивать все же не стоит. Хоррор как жанр постоянно находится в кризисе. С каждым годом пугать зрителя становится все сложнее и сложнее. А маньяки и вовсе стали для нас такой же привычной рутиной, как поход за продуктами. Все это уже с нами было. Поэтому приходится выкручиваться, создавать все более и более замысловатые хорроры. И «Собиратель душ» — яркий тому пример. Он такой выхолощенный, старательный, натужный и совершенно нестрашный. Эта синефильская головоломка с поиском отсылок — игра приятная, но это уже не хоррор. Форма усложняется, но содержание за ней не поспевает. Пока вы ищите все пасхалки, разбросанные по фильму, в глаза, словно мошка у реки, так и лезут самые замыленные из возможных жанровых клише: маньяк-сатанист, жуткие куклы, выжившая жертва в психбольнице, монашка с секретиком, логово убийцы в подвале и т.д.
Зато «Собиратель душ» — идеальный хоррор для тех, кто этот жанр не любит, не понимает и попросту боится. Лучший кандидат для плавного погружения в мрачный мир страха, убийств и маньяков.
Что ж, это не лучший хоррор года (нам кажется, пока пальма первенства в этой гонке по прежнему у «Полночи с дьяволом»), но это однозначно тот фильм, который смотреть нужно. Хотя бы из-за невероятного уродства и таланта Кейджа.